8 отзывов
Корзина

Шелкография. История. Принцип печати

Среди историков нет единого мнения по поводу того, когда и где зародилась данная технология печати.

Один из самых древних образцов трафаретной печати изображением Будды, найденный в Западном Китае, относится к V-X векам до нашей эры.

Предполагается, что искусством трафаретной печати владели жители Древней Греции и Древнего Египта, хотя эта гипотеза до сих пор не подтверждена никакими фактами или артефактами.

Лист

По одной из версий трафаретную печать изобрели туземцы Полинезийских островов, наблюдая, как дождевая вода просачивается через отверстия упавшего на землю изъеденного насекомыми листа.

Вода, проникая сквозь поврежденную листовую пластину, оставляла на земле затейливые узоры. Туземцы попробовали вырезать узоры на листовой пластине банановой пальмы. Приложив полученный шаблон к деревянной поверхности, они пропустили через него растительные красители. Результат превзошел все ожидания. С тех пор трафаретная печать использовалась для украшения национальной одежды, обуви, жилища и нехитрых предметов обихода. Заготовки из листьев растений и шкур животных назывались открытыми шаблонами.Их можно было использовать только для изображения простейших геометрических фигур и не замкнутых линий. При попытке изобразить замкнутую линию шаблон терял внутренние линии.

Следующее упоминание о трафаретной печати датируется 960-1279 годами нашей эры, когда в Китае правила Династия Сунн. Китайцы довольно умело изготавливали шаблонные формы, проклеивая их тончайшей сеткой из человеческих волос. Сетка удерживала «выпадающие» части замкнутых фигур, делала шаблон более плотным, а отпечатки – более чёткими.

В 13 веке развитие трафаретной печати связывают с итальянским купцом и путешественником Марко Поло, который проложил всемирный торговый путь на Восток. Благодаря налаженным торговым связям искусство трафаретной печати пришло в Европу.

Марко Поло (мозаика)

Анналы истории свидетельствуют о том, что в 17 веке англичане использовали трафаретную печать для украшения обоев. Человеческие волосы, из которых японцы склеивали укрепляющую сетку для своих заготовок, они заменили шёлковыми нитками. Благодаря своей высокой прочности шёлковые нити смогли закрепить большее количество выпадающих деталей, что позволило печатать сложные рисунки.

Использование шёлковых нитей объясняет тот факт, что трафаретная печать имеет второе название «шелкография».

В конце 19 века в Англии, Германии и Франции шёлковые нити были заменены материалами с сетчатой структурой. В ход пошли искусственные волокна: тонкая кисея, нейлон, полиэфирные ткани, в качестве альтернативы использовали медную, латунную сетку и сетку из нержавеющей стали.

Коммерческая составляющая шелкографии долгое время игнорировалась. Наконец,  в 1907 году англичанин Самуэль Саймон запатентовал технологию трафаретной печати с использованием шаблона, размещённого на шёлковой ткани. Данная технология получила широкое распространение в США в начале ХХ века.

В 1914 году американец Джон Пилсворт из Сант-Франциско (штат Калифорния, США) предложил с помощью одного и того же шаблона создавать полноцветные изображения. Вплоть до конца 30-х годов ХХ века данная система использовалась исключительно для коммерческих целей. Широкое распространение она получила при производстве транспарантов, плакатов, пакетов и знамён.

В 30-е годы ХХ века шелкография привлекла внимание художников и дизайнеров, и сфера приложения данной технологии существенно расширилась.

Изначально в трафаретной печати предполагалось использовать декоративные краски, которые требовали длительного времени просушки. Позже красители были усовершенствованы, и время их сушки сократилось от нескольких часов до нескольких секунд. Это позволило спроектировать специальные машины для трафаретной печати. Такие печатные устройства появились вскоре после второй мировой войны, а уже в 60-х годах ХХ века они стали полностью автоматизированными.

 

Сегодня в трафаретной печати не используют шёлковые нити, и уж тем более волосы, но принцип печати не изменился. Возможность использования прозрачных и непрозрачных носителей всевозможных форм, цветов и размеров обеспечивает гибкость данной технологии и широкую сферу её применения. Она используется для запечатывания стекла, пластика, дерева, текстиля, металла и многих других носителей.

Образцы трафаретной печати

 

Трафаретный способ печати имеет более высокие художественные возможности в отличие от других видов печати. Кроме того, спектр материалов для печати шелкографией практически безграничен: бумага, картон, ткани, металлы, стекло, дерево, синтетическая пленка, – печать на любой поверхности.  Шелкография применима не только на плоских поверхностях, но и на объемных, и даже рельефных. Толщина красочного слоя может колебаться в пределах от 10 до 100 мкм, что обеспечивает высокое качество изображения. Только в трафаретной печати возможно применение флуоресцентных и перламутровых красок для достижения различных спецэффектов.

Схема трафаретного печатного процесса
Схема трафаретного печатного процесса:

  • 1 - ситовая ткань
  • 2 - краска
  • 3 - ракель
  • 4 - пробельный элемент
  • 5 - печатающий элемент
  • 6 - красочное изображение
  • 7 - запечатываемый материал
  • 8 - опорный стол

Особенностью трафаретного способа печати является строение печатной формы, ее печатающих и пробельных элементов. Материал или изделие, на которое необходимо нанести изображение располагаются со стороны, противоположной той, с которой поступает краска. Подается краска сквозь печатающие элементы формы, что дает возможность наносить слой краски разной толщины. Гибкость печатных форм и применение эластичных ракелей позволяет повторять форму запечатываемых изделий при минимальном давлении.

Так выглядит итог печати методом Шелкография

Предыдущие статьи